понедельник, 16 февраля 2009
Несмотря на ряд толкований... имя Эвридики по прежнему отождествляют со смертью, потерей, горем..
Имя ряда мифологических персонажей, из которых наиболее известна нимфа или дриада, жена фракийского певца Орфея. Умерла, будучи ужалена змеей. Предание о том, что смерть настигла Эвридику, когда она пыталась убежать от пасечника Аристея, встречается только в «Георгиках» Вергилия. В поисках жены Орфей спускается в Подземный мир, где, очарованные его пением, Плутон и Персефона соглашаются отпустить Эвридику. История эта, как и многие другие легенды античного мира, имеет различные вариации. По наиболее известной, Орфей не должен был оглядываться на Эвридику, пока они не поднимутся из царства мертвых. Однако, не совладав с собой, Орфей нарушает запрет и теряет Эвридику. Такой вариант легенды у Вергилия, Овидия, Сенеки и Стация. По другой версии – Орфей мог взять Эвридику лишь на один день, после которого Гермес, проводник мертвых, забирает ее обратно. Этот сюжет послужил источником многочисленных копий; оригинал же предположительно представлял большой рельеф панели алтаря Двенадцати богов-олимпийцев на рыночной площади в Афинах (датируется концом 5 в. до н. э.). Здесь Эвридика помещена между Орфеем и Гермесом. В «Пире» Платона дана несколько ироническая версия легенды: Орфей противопоставляется Алкестиде. Ему не хватает мужества умереть за любовь, он сходит в Аид живым и получает лишь тень жены, смерть же его от рук менад – наказание за трусость. В «Утешении философией» (кн. 3) христианского философа античности Боэция интерпретация легенды гораздо значительнее: Орфей теряет Эвридику в подтверждение того, что душе, однажды обратившейся к богу, нет возврата к чувственным удовольствиям. Представив судьбе Орфея другую цель, Боэций дает новую жизнь жесткой схеме античной литературы, которую она проносит через средние века и Возрождение. Обдумай предание И обрати разум к возвышенным целям; Если ты плоти бежал, Но снова хоть раз в ад тот заглянешь – Погиб ты. Овидий и Вергилий сделали легенду широко известной; в средние века она трансформировалась в балладу о рыцарской любви – «Сэр Орфей», в которой преданный муж вызволяет свою леди Эвродис из плена короля Волшебной страны. В эпоху Возрождения появляется драма Полициано «Орфей» – первая итальянская пьеса на классическую тему. Исполняемая под аккомпанемент, она стала предшественницей ряда опер, из которых наиболее известные сегодня – «Орфей» Монтеверди и «Орфей и Эвридика» Глюка. Последняя имеет счастливый конец – Эвридика возвращается благодаря снисходительности богов. Бурлеск Оффенбаха «Орфей в аду» относится к гораздо более позднему времени. В 20 в. миф трактуется символически: это относится как к пьесе Ануя «Эвридика», фильму Камю «Черный Орфей» (где в Рио-де-Жанейро играют негритянские актеры), так и к двум сюрреалистическим пьесам Кокто (обе экранизированы).
@темы:
Из старого сундука